Li Auto Club Russia
Новости и обзоры из мира Li Auto

Из Перми с приветом. О ВОПРОСАХ ОЦЕНКИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ —

Снова в интернете прогремела очередная сенсация — на этот раз запущенная с лёгкой руки пиарщиков Пермского политеха. В опубликованной в «Вестник Транспорт» работе «О вопросах оценки электромагнитного излучения электромобилей в процессе эксплуатации» (оригинал по ссылке, страница 13) авторы, ссылаясь на наиболее распространённые источники электромагнитных полей — сети ГЛОНАСС и мобильную связь, — невольно предлагают миллионам автовладельцев слегка напрячься.

Но АвтоВАЗу можно не беспокоиться: целью атаки выбран китайский флагман — лидер продаж в своём сегменте в РФ — автомобиль марки Li Auto. Материал подан так, будто водитель LiXiang, включая навигацию и Bluetooth, становится участником эксперимента по выживанию в условиях электромагнитного апокалипсиса.

Когда наука встречает утюг

И начинается по классике жанра — стандартный набор надерганных из интернета штампов. Тут и общие слова про рост популярности электромобилей, и мантра про «повышение стандартов к экологическим нормам», и «мировые производители столкнулись с проблемой электромагнитной совместимости». Всё это щедро приправлено ссылками на всё, что удалось найти в поисковике за полчаса, дабы притянуть за уши тему исследования к значимости проблемы.
В работе в качестве источника информации для исследования гордо указан прибор: Smart Sensor ST1393. Если верить описанию, он умеет измерять всё — от электромагнитного поля до, возможно, уровня счастья. На деле — это бытовой прибор из ассортимента онлайн-маркетплейсов. И совершенно непонятно, как и кем он сертифицирован для проведения подобных исследований. Но при этом автор почему-то решил, что данные можно использовать, опираясь ни много ни мало на СанПиН.
В статье автор ссылается на: «Нормы магнитного и электрического поля для человека установлены согласно СанПиН 2.2.4.1191-03…». Добавляет тревожности и «научной обоснованности» памфлету, но есть одно НО.

Этот СанПиН создан для рабочих мест в производственных условиях. То есть, по логике авторов, водитель LiXiang не едет в магазин или на дачу — он находится на смене в высоковольтном цеху. С таким подходом можно измерять шум в библиотеке по ГОСТу на давление шума работающего пылесоса во взлетающем самолете.
Список литературы поражает демократизмом и широтой охвата. Здесь и отчёты Health Canada, и публикации ВОЗ, и — внезапно — два видеоролика с Rutube и OK.ru про «опасное излучение Lixiang» от хайпующих недоблогеров - не будем их пиарить, ссылки найдете в исследовании самостоятельно если захотите. Похоже, что для авторов любая ссылка — это источник истины. В равной степени ценим международный научный консенсус и комментарий случайного блогера-хайпожора с телефона.

Но настоящий шедевр — это хронология и актуальность источников. Большинство источников имеют возраст 10–25 лет, что для динамично развивающейся темы сродни ссылкам на учебник по паровозостроению в статье о маглев-поездах. А вишенка на торте — ссылка «2013 года» на видеоролик, который, судя по содержанию, снят в конце 2024 года. Возможно, авторы просто открыли для себя машину времени и решили пока не афишировать открытие.
Хочется верить, что автор и его научный руководитель искренне увлечены исследованием и просто решили подправить свою цитируемость перед походом за научной степенью, но я бы задумался, нужна ли нам очередная научная степень таких ученых. Наука ведь должна развиваться, даже если иногда идёт в обход методологии и здравого смысла.

Но пиарщики Пермского политеха, похоже, решили сыграть в «давайте громко» и выкатили в свет этот шедевр жанра, не утруждая себя его чтением. В итоге вместо вклада в науку получилось смешение производственных СанПиНов, бытовых приборов и ссылок на Rutube.

Печально — ведь в Перми есть хорошие учёные. Хочется надеяться, что их имена мы будем видеть в настоящих исследованиях, а не в подобного рода публикациях, больше похожих на рекламный буклет от мира «научных сенсаций».

P.S. Для тех, кто всё же проникся тревогой в результате чтения статьи и теперь видит в каждом электромагнитном поле угрозу — клуб Li Auto в России и странах СНГ ещё год назад разработал инновационное решение — «Труселя фольгированные» . Подходят как для повседневной езды, так и для особо опасных замеров Smart Sensor’ом.
___________
🔥 Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу Li Auto в России и СНГ! Более 38 000 участников ждут вас 👉 https://t.me/lixiangautorussia

Клубный сайт и магазин: www.liautorussia.ru